Социологи обрадовали: кризис помимо очевидных минусов имеет
и неоспоримые плюсы. Во-первых, он дает возможность отвлечься от
процесса потребления и заглянуть в глубь себя, внимательно вглядеться в
близких, осмыслить ход жизни.
Вынужденные
финансовые ограничения неизбежно заставляют людей объединяться. Занятия
спортом и путешествия, обучение новому и организация праздников –
многое из того, что мы привыкли получать за деньги, вполне можно
организовать самим, если проявить немного фантазии и организаторского
таланта. Полезно искать идеи объединения родителям – ведь все мы хотим,
чтобы дети учились новому, общались и развивались, но не всегда можем
обеспечить все это финансово. А между тем процесс уже идет. «ДО» нашел
несколько человек, которые выдвинули идеи и стали центрами таких
общественных объединений. Они и рассказывают о том, что мы можем
сделать сами, используя собственные знания, умения и время.
| |
Вариант 1
Мария Аксенова, Екатерина Бахолдина, Юлия Хрипко, Москва
Участники: родители от 30 до 40 лет и дети от 2 до 15 лет
Идея: совместное изучение фольклора, проведение праздников
Условия: интерес к фольклору, небольшое помещение, умение шить костюмы
| |
Мария:
«Так получилось, что в нашем сообществе у большинства семей много детей
– не меньше троих. С самого начала у нас было много общих тем для
общения: гуляли вместе, обменивались детскими вещами, планировали
какие-то поездки в выходные. У всех родителей разные профессии и
широкий круг интересов, но вскоре появилось и нечто общее. Мы пошли в
фольклорную студию вместе с детьми. Постепенно увлеклись всеми
направлениями – и пением, и рукоделием, и историей. Оказалось, что
именно эта тема позволяет нам организовать жизнь своих детей так, чтобы
они смогли почувствовать причастность к своим корням, чтобы общение
было наполнено смыслом, радостью, чтобы и маленьким, и большим детям
было хорошо друг с другом. Мы обнаружили, что в колыбельных, пестушках
и потешках для самых маленьких, в праздничных песнях и играх столько
энергии, смысла, радости, заложенных, видимо, глубоко генетически.
Когда дети подросли и пошли в школу, нам предложили вести фольклорные
занятия в районном детском клубе «Умка». Так мы стали преподавать для
других. Поскольку все мы – прихожане одного храма – Покровского, то и
называться стали «Семейный клуб «Покров». Наверное, с этого момента мы
уже перестали быть просто дружеским сообществом, поскольку то, чем мы
увлекались, вовлекало в нашу среду и других, незнакомых нам людей.
Силами четырех семей мы организовали рождественский праздник для всех
желающих – сыграли настоящий традиционный вертеп. В прошлом году
приняли участие в семейном фольклорном фестивале в городе Мышкине. Уже
несколько лет по праздникам мы ходим в дом престарелых – иногда сами,
со своими детьми, иногда вместе с районным клубом – проводим время со
стариками, поем для них.
Молодые
мамы, выросшие в 90-е годы и лишенные в детстве в силу понятных причин
родительского внимания, не знают, как общаться с собственными детьми, и
стремятся «сдать» ребенка – чтобы его кто-то научил играть, учиться,
общаться. А многие проблемы в общении снимаются уже тогда, когда мама
сама готова учиться чему-то с ребенком или просто быть рядом… Мы всегда
зовем родителей участвовать в наших занятиях, но готовы далеко не все.
Одна мама однажды ответила дочери, которая тянула ее за собой: «Ну да!
Буду я с тобой на старости лет хороводы водить!» Ей, кстати, лет 35–37
всего.
Если говорить о том,
что дало нам объединение в некое родительское сообщество, то прежде
всего это опыт нормального, творческого, плодотворного общения, опыт
настоящей дружбы. Все наши дети спокойно относятся к тому, что их в
семье много и, возможно, будет еще больше. Вместе – весело».
|
Вариант 2
Галина ТИХОМИРОВА, Москва
Возраст: любой
Идея: бесплатные экскурсии по городу
Условия: знания, свободные выходные
| |
Галина:
«Экскурсии по Москве я вожу вот уже 50 лет. Исключительно из любви к
искусству и абсолютно бесплатно. Такой народ интересный приходит. В
основном, конечно, молодежь – лет 20, наверное. Еще из «постоянного
состава» – две супружеские пары, которым уже далеко за 50. Один мужчина
ходит с палочкой, так жена ему помогает – я же своих экскурсантов не
жалею: мы по всем закоулкам и горкам московским лазаем, я им такое
показываю, чего в путеводителях и традиционных экскурсионных пакетах
нет. Конечно, часто приходят школьники – и с родителями, и сами. Не
меньше 10 человек собирается. Если больше (недавно на экскурсию,
посвященную Высоцкому, уж очень много собралось), уже трудно, хоть
громкоговоритель с собой бери.
А
началось все с того, что мы с моим тогдашним женихом (а потом мужем)
гуляли часами по Москве и все нам было интересно. Книги все, которые
удавалось достать, запоем прочитывали. И без конца задавали вопросы:
«А это что за церковь? А эта улица как называется?» И сами искали на
них ответы.
На самом деле я
человек нереализованный. Это должно было стать профессией, но не
сложилось. На искусствоведческом стыдно было учиться – казалось, что я
слишком мало знаю. В итоге я стала фельдшером. А по выходным –
экскурсоводом.
Знаете,
почему я не беру за экс-курсии деньги? Да потому, что деньги – это
такая пакость! Зачем они мне? Как-то группа пыталась собрать что-то в
качестве благодарности, но меня это очень обидело. Ведь деньги сразу же
бы уничтожили ту дружескую компанейскую атмосферу, что у нас сложилась.
Ходим мы не меньше трех
часов. Дети даже иногда замерзают, ведь одеваются очень легко, никак не
могу переубедить их. Замерзнут и отпрашиваются у меня, как в школе: «Мы
больше не можем, можно мы домой пойдем?»
Мои
дети сначала критично к моим «походам» относились. Потом сын стал с
нами ходить, заинтересовался. Смотрю, мои книжки о Москве стал читать.
Теперь он уже сам экскурсии водит. Отдельно и тоже безвозмездно. Ну и
мне «информационную поддерж-
ку» в Интернете оказывает – чтобы люди знали, где и когда в очередное воскресенье встреча».
|
Вариант 3
Александра БУРКОВА, г. Железнодорожный
Возраст участников: любой
Идея: бесплатные занятия иностранным языком, общение на почве изучения языка и культуры страны
Условия: квартира, учебные материалы
Александра:
«Когда я училась в институте иностранных языков, подрабатывала –
занималась с соседом английским. А потом у моего ученика так сложились
обстоятельства, что он не мог больше себе позволить заниматься. Но за
год мы так сдружились, что мне очень не хотелось прекращать эту
традицию. А разве с друзей берут деньги?
Так
у нас образовался «английский клуб». Для компании я привела своего
двоюродного брата – старшекурсника, с ним стала ходить его девушка.
Вскоре собралось 12 человек – «членов клуба».
Это
не привычный урок английского языка. На правах старшей я продумываю
тему занятия. Либо фильм какой-нибудь смотрим, либо что-нибудь насущное
обсуждаем. Вот недавно у нас были такие интересные дискуссии про Обаму!
Часто книжки читаем: на чтение «Гарри Поттера», например, мы всю
детвору собрали – детей и младших братьев-сестер.
В
итоге у моей подружки появилась идея сделать такой же клуб для детей,
она все равно со своей сестренкой занимается, а в компании будет
гораздо интереснее».
|
Вариант 4
Мария НИКОЛАЕВА, Москва
Возраст: дети от 0 до 17 лет
Идея: общение с детьми из детского дома, сбор подарков для них
Условия: организаторские
способности – нужно договориться с руководством детдома,
организовать добровольцев, собрать деньги на подарки
|
|
Мария:
«Два года назад я попала в волонтерскую организацию. Сначала мы просто
сажали сосны вместе с детьми-инвалидами по слуху или вешали с
дошкольниками скворечники. Потом стали зимой устраивать праздники в
детдомах.
Например,
отличный праздник получился в серпуховском детдоме. Желающих поехать
набралось человек 15, собрали деньги, купили игры для детей. Но на
самом деле подарки – не главное, а есть дефицит общения. С некоторыми
подопечными мы продолжаем общаться: я всегда отвечаю на их эсэмэски и
эмейлы.
Для меня и моих друзей изначальное желание помочь детям стало даже и хобби, и отдыхом, и способом познания мира, наконец».
|
|
Вариант 5
Марина Лазарева, Петрозаводск
Идея: игровой клуб, приобщение к искусству и наукам в игровой форме, общение по интересам
Участники: дети школьного возраста, родители, бабушки и дедушки
Условия: один свободный вечер в неделю
Марина:
«Однажды моя дочка пришла из школы и сказала: «Какая же гадость, этот
Репин!» Я чуть в обморок не упала. Оказалось, что у них ввели новый
предмет – культуроведение, загрузили детей непонятной информацией и
наставили им двоек. Да и вести его поручили почему-то географичке.
Чтобы
ребенку интересно объяснить, что Репин – это не «гадость», а великий
русский художник, я отправилась в книжный, потом полезла в Интернет. А
в пятницу после уроков мы с дочкой пригласили трех ее подружек и
устроили образовательный вечер. Я так увлеченно рассказывала про
Репина, показывала картинки, что дети слушали, раскрыв рты. А потом мы,
для «закрепления эффекта», все рисовали сами и ели фрукты. Так у нас
появилась идея постоянных «детских пятниц».
Остальные
родители с радостью ее поддержали. Так что пятницы мы теперь проводим
вахтовым методом. Причем на полном серьезе. Один папа, журналист,
выпустил с девчонками настоящую газету. Они бегали по всему району,
делали репортажи и фотографировали.
Потом
у нас недавно «пушкинский месяц» прошел – мы отошли от школьной
программы и показали детям «интересного» Пушкина. И они сами к этим
вечерам с удовольствием готовились. С удовольствием – потому что
задания мы им придумывали креативные. Например, моя дочка собирала
анекдоты про Пушкина, и мы вместе, с шутками и прибаутками, разбирались
в историческом контексте.
Бывают
у нас и «open-air пятницы», как мы их прозвали. Так как-то мы ходили
осенью уличных кошек подкармливать. Другой раз хорошая снежная погода
была – целый замок выстроили.
Иногда
мне кажется, что мы, взрослые, втянулись в эту игру не меньше детей.
Ведь это не обязаловка, а самое настоящее хобби. Научить ребенка тому,
что знаешь, не пинками за плохие оценки в дневнике, а подойти к этому
процессу творчески. Кстати, к нам теперь по полкласса на пятничные
посиделки приходит. В школе учителя разрешили даже информационную доску
сделать. «В эту пятницу...» называется.
Кстати,
и моей пожилой одинокой тете применение нашли: она у нас отвечает за
чай и печенье. А недавно она провела мастер-класс по выпечке самых
тонких в мире блинов и зажарке куриных крыльев. У нее у самой так глаза
светились!..»
|
Идеи для родителей
• Совместные туристические походы.
Опытные туристы считают, что в поход лучше всего идти компанией из 8–11
человек, среди которых трое-четверо детей, как правило, это не больше 4
семей. Получается мобильная группа, в которой интересно и взрослым, и
детям. Походы – подзабытый, но замечательный способ проведения
выходных, отпуска, каникул. Множество советов см. на:
www.turistenok.ru, www.mountain.ru.
• Летний лагерь для детей может быть организован на даче.
Несколько семей привозят детей разного возраста, скидываются на
продукты и договариваются о том, кто когда на этой даче живет и
занимается детьми, кто в какой день привозит продукты. На компанию из
6–7 детей вполне хватает двоих взрослых. Если лето теплое, то старшим
можно поставить во дворе палатку – они будут спать в ней с превеликим
удовольствием.
• Домашний театр. Те, кто
втягивается в постановку домашних спектаклей, как правило, уже не могут
остановиться. Это отличный способ выразить свои эмоции, познакомиться с
культурой и творчеством разных народов и эпох и, конечно, возможность
по-настоящему узнать друг друга. Недаром традиция домашнего театра идет
из глубины веков. Начального капитала не требуется – только
литературный материал и идеи постановки. Костюмы, музыка, шумы, свет,
декорации требуют времени и усилий, но от этого только растет азарт.
Отнеситесь к постановке серьезно, попробуйте себя в роли актеров, а для
детей это естественно – ведь они живут игрой.
Если не знаете, с чего начать, прочитайте книгу
Г. Калининой «Давайте устроим театр», где собрано много практических
советов и рекомендаций.
Источник: http://www.goodhouse.ru/family_and_children/family_news/340053/ |